Импорт товаров без деклараций и сертификатов соответствия
11.01.2021
Импорт товаров без деклараций и сертификатов соответствия
За последние пару лет государством проведен ряд системных изменений в области контроля за подтверждением соответствия продукции, выпускаемой на территории государства, требованиям технических регламентов . Данные меры напрямую затронули всех участников данной сферы: производителей, импортеров, сертификационные органы и лаборатории.
Безусловно данные изменения были необходимы, т.к. рынок сертификации всегда вызвал много вопросов ввиду формальности самой процедуры подтверждения соответствия. Но при этом нельзя не отметить того, что введенные меры повлекли за собой существенное увеличение не только сроков оформления разрешительной документации, но стоимости данных услуг.
Больше всего пострадали от данных изменений представители малого бизнеса: если 10 лет назад можно было выпустить сертификат соответствия за полчаса-час по стоимости 5-10 тыс. рублей, а декларацию соответствия еще проще и дешевле, - то сейчас стоимость сертификационных услуг приводит к существенному удорожанию и фактической нерентабельности небольших коммерческих партий. Данное обстоятельство не могло не сказаться на практике ведения внешнеэкономической деятельности, а многие участники ВЭД обратили свой взор на возможности импорта продукции без подтверждения соответствия.
Действующее законодательство действительно предусматривает ряд легальных путей выпуска товаров для внутреннего потребления без оформления соответствующей разрешительной документации , рассмотрим основные из них:
1) Продукция не попадает в перечень товаров, в отношении которых подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов.
Дело в том, что положения технических регламентов носят в целом обобщенных характер. Органы по сертификации в силу специфики своей работы трактуют указанные положения максимально широко и готовы оформить разрешительный документ на любую продукцию, которую тем или иным образом затрагивает техрегламент. При этом должностные лица таможенных органов при осуществлении контроля руководствуются перечнями конкретных кодов и наименований товаров, в отношении которых подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов. Если продукция не попадает в соответствующий перечень, то таможенную очистку груза можно провести без предоставления декларации/сертификата соответствия. Несомненно, здесь стоит уделять внимание корректности подбора кода и описанию продукции, поскольку ошибка может грозить серьезным штрафом.
Другим аспектом данного основания ввоза, о котором нельзя не упомянуть, является вопрос импорта многокомпонентных изделий или комплектов. Довольно часто импортеры задаются вопросом необходимости представления разрешительной документации на составные части декларируемых комплектов. Здесь также следует отметить, что если код товара, по которому импортируется комплект, не требует предоставления документов о соответствии, то на комплектующие таможенный орган также ничего не потребует. При этом, если комплектующая будет декларироваться отдельно, то без сертификата/декларации соответствия таможенные формальности завершить невозможно.
2) Продукция ввозится в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний.
Ввиду многочисленных нарушений порядка ввоза проб и образцов продукции для целей подтверждения соответствия многими участниками ВЭД ФТС России совместно с Росаккредитацией проводится совместная работа в данном направлении . Нормативные предписания допускают ввоз образцов товара на только основании договора и письма аккредитованного органа (лаборатории), подтверждающего необходимое количество продукции в целях проведения испытаний. При этом продукция должна пройти реальные испытания, о чем «пекутся» не только государственные органы, но и аккредитованные лица. Несоблюдения данных условий может рассматриваться как нарушение условий помещения товара под таможенную процедуру и привлечение импортера к административной ответственности.
3) Продукция ввозится в качестве запасных частей для обслуживания и ремонта ранее ввезенных готовых изделий.
Здесь следует отметить, что ввоз запасных частей допускается только случае подтверждения соответствия обязательным требованиям готовых изделий и представления в таможенные органы соответствующих разрешительных документов. Кроме того, таможенные органы на практике запрашивают техническую документацию, подтверждающую принадлежность декларируемых запчастей готовым изделиям.
Аналогичным образом выглядит процедура ввоза комплектующих товаров или сырья (материалов) к продукции, производимой на территории государства.
4) Продукция, бывшая в употреблении продукция (эксплуатации).
Следует принимать во внимание, что при таможенном оформлении бывшей в употреблении продукции таможенный орган для выпуска товара может запросить документы, подтверждающие дату выпуска продукции и ее эксплуатацию. Отсутствие или недостатки указанной документации могут привести к проблемам выпуска товаров.
5) Продукция ввозится в единичных экземплярах или количествах и исключительно для собственного использования декларантом, в том числе для научно-исследовательских либо представительских целей в качестве сувениров или рекламных материалов.
Основной проблемой данного условия ввоза является отсутствие нормативного определения термина «единичные экземпляры (количества)», вследствие чего существует неоднозначность правоприменительной практики таможенных органов, а для участников ВЭД всегда сохраняется риск привлечения к административной ответственности.
Рассматривая вопрос импорта без предоставления документа о соответствии продукции требованиям технических регламентов нельзя не затронуть вопрос условного выпуска товаров .
Законом о таможенном регулировании (ст. 107) предусмотрено право декларанта на условный выпуск товара, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений. При этом импортер обязан предоставить при таможенном декларировании мотивированное обращение, отсутствие которого может привести административному задержанию груза.
Закон не предусматривает строгой формы данного документа, но согласно позиции таможенных органов, обращение должно содержать следующие сведения:
1) объективная причина непредставления документов о соответствии при декларировании товаров;
2) наименование и местонахождение получателя товаров;
3) сведения о качественных, количественных и иных, необходимых для идентификации, характеристиках товара, на который отсутствуют документы о соответствии;
4) сведения о стране отправления (изготовления) товара;
5) наименование и место, а также условия хранения товаров с указанием документов, подтверждающих право собственности либо пользования помещением (территорией), предназначенным для хранения товаров;
6) планируемый срок представления документов.
При этом сведения, заявленные в обращении декларанта должны быть документально подтверждены:
- протоколы испытаний продукции;
- письма от аккредитованных органов;
- документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию проб и образцов продукции в целях проведения исследований и испытаний;
- акты отбора проб и (или) образцов и др.
Не предоставление соответствующих документов и сведений может привести к отказу в условном выпуске товара.
Говоря о правовых последствиях условного выпуска для импортера следует выделить 2 основных момента:
1) декларация или сертификат соответствия должен быть предоставлен не позднее 45 дней после выпуска товара (в 2020 году данный срок составляет 90 календарных дней, как мера поддержки экономии в условиях распространения коронавирусной инферкции);
2) условно выпущенные товары, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а также их использованию в любой форме.
Важно отметить, что условно выпущенные товары находятся на контроле соответствующих подразделений таможенных органов до представления разрешительных и завершения условного выпуска товаров.
Импорт товаров без деклараций и сертификатов соответствия
Импорт товаров без деклараций и сертификатов соответствия
За последние пару лет государством проведен ряд системных изменений в области контроля за подтверждением соответствия продукции, выпускаемой на территории государства, требованиям технических регламентов . Данные меры напрямую затронули всех участников данной сферы: производителей, импортеров, сертификационные органы и лаборатории.
Безусловно данные изменения были необходимы, т.к. рынок сертификации всегда вызвал много вопросов ввиду формальности самой процедуры подтверждения соответствия. Но при этом нельзя не отметить того, что введенные меры повлекли за собой существенное увеличение не только сроков оформления разрешительной документации, но стоимости данных услуг.
Больше всего пострадали от данных изменений представители малого бизнеса: если 10 лет назад можно было выпустить сертификат соответствия за полчаса-час по стоимости 5-10 тыс. рублей, а декларацию соответствия еще проще и дешевле, - то сейчас стоимость сертификационных услуг приводит к существенному удорожанию и фактической нерентабельности небольших коммерческих партий. Данное обстоятельство не могло не сказаться на практике ведения внешнеэкономической деятельности, а многие участники ВЭД обратили свой взор на возможности импорта продукции без подтверждения соответствия.
Действующее законодательство действительно предусматривает ряд легальных путей выпуска товаров для внутреннего потребления без оформления соответствующей разрешительной документации , рассмотрим основные из них:
1) Продукция не попадает в перечень товаров, в отношении которых подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов.
Дело в том, что положения технических регламентов носят в целом обобщенных характер. Органы по сертификации в силу специфики своей работы трактуют указанные положения максимально широко и готовы оформить разрешительный документ на любую продукцию, которую тем или иным образом затрагивает техрегламент. При этом должностные лица таможенных органов при осуществлении контроля руководствуются перечнями конкретных кодов и наименований товаров, в отношении которых подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов. Если продукция не попадает в соответствующий перечень, то таможенную очистку груза можно провести без предоставления декларации/сертификата соответствия. Несомненно, здесь стоит уделять внимание корректности подбора кода и описанию продукции, поскольку ошибка может грозить серьезным штрафом.
Другим аспектом данного основания ввоза, о котором нельзя не упомянуть, является вопрос импорта многокомпонентных изделий или комплектов. Довольно часто импортеры задаются вопросом необходимости представления разрешительной документации на составные части декларируемых комплектов. Здесь также следует отметить, что если код товара, по которому импортируется комплект, не требует предоставления документов о соответствии, то на комплектующие таможенный орган также ничего не потребует. При этом, если комплектующая будет декларироваться отдельно, то без сертификата/декларации соответствия таможенные формальности завершить невозможно.
2) Продукция ввозится в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний.
Ввиду многочисленных нарушений порядка ввоза проб и образцов продукции для целей подтверждения соответствия многими участниками ВЭД ФТС России совместно с Росаккредитацией проводится совместная работа в данном направлении . Нормативные предписания допускают ввоз образцов товара на только основании договора и письма аккредитованного органа (лаборатории), подтверждающего необходимое количество продукции в целях проведения испытаний. При этом продукция должна пройти реальные испытания, о чем «пекутся» не только государственные органы, но и аккредитованные лица. Несоблюдения данных условий может рассматриваться как нарушение условий помещения товара под таможенную процедуру и привлечение импортера к административной ответственности.
3) Продукция ввозится в качестве запасных частей для обслуживания и ремонта ранее ввезенных готовых изделий.
Здесь следует отметить, что ввоз запасных частей допускается только случае подтверждения соответствия обязательным требованиям готовых изделий и представления в таможенные органы соответствующих разрешительных документов. Кроме того, таможенные органы на практике запрашивают техническую документацию, подтверждающую принадлежность декларируемых запчастей готовым изделиям.
Аналогичным образом выглядит процедура ввоза комплектующих товаров или сырья (материалов) к продукции, производимой на территории государства.
4) Продукция, бывшая в употреблении продукция (эксплуатации).
Следует принимать во внимание, что при таможенном оформлении бывшей в употреблении продукции таможенный орган для выпуска товара может запросить документы, подтверждающие дату выпуска продукции и ее эксплуатацию. Отсутствие или недостатки указанной документации могут привести к проблемам выпуска товаров.
5) Продукция ввозится в единичных экземплярах или количествах и исключительно для собственного использования декларантом, в том числе для научно-исследовательских либо представительских целей в качестве сувениров или рекламных материалов.
Основной проблемой данного условия ввоза является отсутствие нормативного определения термина «единичные экземпляры (количества)», вследствие чего существует неоднозначность правоприменительной практики таможенных органов, а для участников ВЭД всегда сохраняется риск привлечения к административной ответственности.
Рассматривая вопрос импорта без предоставления документа о соответствии продукции требованиям технических регламентов нельзя не затронуть вопрос условного выпуска товаров .
Законом о таможенном регулировании (ст. 107) предусмотрено право декларанта на условный выпуск товара, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений. При этом импортер обязан предоставить при таможенном декларировании мотивированное обращение, отсутствие которого может привести административному задержанию груза.
Закон не предусматривает строгой формы данного документа, но согласно позиции таможенных органов, обращение должно содержать следующие сведения:
1) объективная причина непредставления документов о соответствии при декларировании товаров;
2) наименование и местонахождение получателя товаров;
3) сведения о качественных, количественных и иных, необходимых для идентификации, характеристиках товара, на который отсутствуют документы о соответствии;
4) сведения о стране отправления (изготовления) товара;
5) наименование и место, а также условия хранения товаров с указанием документов, подтверждающих право собственности либо пользования помещением (территорией), предназначенным для хранения товаров;
6) планируемый срок представления документов.
При этом сведения, заявленные в обращении декларанта должны быть документально подтверждены:
- протоколы испытаний продукции;
- письма от аккредитованных органов;
- документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию проб и образцов продукции в целях проведения исследований и испытаний;
- акты отбора проб и (или) образцов и др.
Не предоставление соответствующих документов и сведений может привести к отказу в условном выпуске товара.
Говоря о правовых последствиях условного выпуска для импортера следует выделить 2 основных момента:
1) декларация или сертификат соответствия должен быть предоставлен не позднее 45 дней после выпуска товара (в 2020 году данный срок составляет 90 календарных дней, как мера поддержки экономии в условиях распространения коронавирусной инферкции);
2) условно выпущенные товары, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а также их использованию в любой форме.
Важно отметить, что условно выпущенные товары находятся на контроле соответствующих подразделений таможенных органов до представления разрешительных и завершения условного выпуска товаров.