Скачать книгу

Как правильно маркировать продукцию?

01.07.2021

Как правильно маркировать продукцию?

Тема маркировки продукции является достаточно сложной и вызывает множество вопросов у производителей и импортеров электроники и радиотехники:

• Зачем маркировать продукцию?
• Что должна содержать маркировка?
• Нужно ли маркировать продукцию или достаточно маркировать упаковку?
• Как и куда нужно наносить маркировку?
• Нужно ли наносить знак ЕАС?
• Что ждет маркировку в будущем?
• Что делать, если иностранный поставщик отказывается маркировать продукцию?

Действительно, если взять несколько образцов однородной продукции разных производителей, то станут очевидными неоднозначность и многообразие подходов к маркировке как самого товара, так и упаковки. Поэтому для ответа на все вышеуказанные вопросы следует обратиться к практике работы контролирующих органов и требованиям нормативных предписаний, но прежде необходимо ответить на самый принципиальный вопрос о цели маркировки продукции.

Зачем маркировать продукцию?

Очевидно, что при осуществлении государственного контроля должностному лицу необходимо убедиться в том, что продукция соответствует сведениям, указанным о ней в документах на товар, поскольку от этого будет зависеть корректность применения тех или иных мер государственного регулирования. Поэтому можно сделать
однозначный вывод, что маркировка продукции в первую очередь служит для ее идентификации, и от того, насколько информативна маркировка, будет зависеть во многом ее корректность.

Что должна содержать маркировка?

Если рассматривать практику работы таможенных органов, то следует отметить, что основные сведения о самом товаре содержатся в 31‑й графе таможенной декларации, поэтому нетрудно сделать вывод о том, что на товаре должна быть указана следующая информация:

• наименование, обозначение или вид продукции;
• артикул, тип, серия, марка и (или) модель;
• основные свойства, параметры и (или) характеристики;
• торговая марка, если имеется;
• изготовитель продукции;
• страна производства (происхождения) товара.

Требования к данному объему информации также установлены положениями технических регламентов. При этом маркировка некоторых товаров может иметь дополнительную информацию. К примеру, на ноутбуках, мониторах и иной аналогичной продукции указываются сведения о серийных номерах, смартфоны имеют IMEI-номера и др.
Важно отметить, что если при импорте товара требуется предоставление каких-либо разрешительных документов (лицензия, сертификат/декларация соответствия, нотификация), то нужно, чтобы сведения, указанные в разрешительных документах, корреспондировались со сведениями маркировки. Несоответствие может привести
к штрафам и возможной конфискации товара.

Нужно ли маркировать продукцию или достаточно маркировать упаковку?

Следует отметить, что требования технических регламентов предусматривают нанесение маркировки как на упаковку, так и саму продукцию. При этом при отсутствии возможности нанести на изделие вышеуказанную информацию, данные сведения должны указываться в прилагаемых к изделию эксплуатационных документах. Необходимо подчеркнуть, что эксплуатационные документы к изделию помимо сведений о маркировке, должны содержать следующую информацию:

• назначение изделие;
• характеристики и параметры изделия;
• правила и условия эксплуатации (использования), монтажа, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации изделия (при необходимости — соответствующие требования);
• информацию о мерах, которые следует принять при обнаружении неисправности изделия;
• наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, их контактные данные;
• информацию о месяце и годе изготовления изделия и (или) о месте нанесения такой информации либо способе определения года изготовления.

Эксплуатационные документы оформляются на бумажных носителях. К ним может прилагаться комплект эксплуатационных документов на электронном носителе. Эксплуатационные документы, входящие в комплект изделия электротехники и радиоэлектроники не бытового назначения, могут быть оформлены только на электронном носителе.

Как и куда нужно наносить маркировку?

Что касается требований к идентификации и читабельности самой маркировки, она должна быть нанесена в доступном для осмотра месте, быть легко различимой и читаемой невооруженным глазом. При этом сама маркировка может быть нанесена любым способом, позволяющим обеспечить четкость и ясность изображения на период срока службы продукции.

В Российской Федерации нанесение маркировки и составление эксплуатационных документов осуществляются на русском языке. Использование иностранного языка допускается только в отношении реквизитов, единиц измерения, товарных знаков, имен собственных, населенных пунктов и иных наименований.

Нужно ли наносить знак ЕАС?

В соответствии с действующим законодательством продукция, подлежащая подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, применяемых на территории ЕАЭС, и прошедшая все установленные техрегламентами процедуры оценки, должна быть маркирована единым знаком обращения ЕАС3. Причем маркировка единым знаком обращения наносится до выпуска продукции в обращение на рынок ЕАЭС на саму продукцию и прилагаемые к ней документы. 

Важно подчеркнуть, что не допускается маркировка знаком ЕАС продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено. Ответственность за данное действие для юридических лиц согласно статье 14.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ),
предусматривает наложение штрафа 100000–300000 рублей, а в случае, если в результате указанных выше действий, в частности, причинен вред жизни или здоровью граждан либо имуществу, то штраф для юридических лиц может составлять 700000–1000000 рублей.

Что ждет маркировку в будущем?

Говоря о маркировке, нельзя не упомянуть о том, что в Российской Федерации в настоящее время набирает обороты практика обязательной маркировки товаров средствами идентификации с целью обеспечения получения оперативной и достоверной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций. Введение данной практики рассматривается в качестве инструмента противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции и во многом определяется проводимой политикой по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции, а также выстраиванием здоровой конкурентной среды и улучшением налоговой дисциплины.

Реализация системы прослеживаемости товаров при их движении по товаропроводящей сети обеспечивается посредством информационной системы контроля6 на базе единой национальной системы маркировки «Честный знак». Идентификация каждой единицы товара происходит путем присвоения уникального цифрового кода DATAMATRIX, отсканировав который можно получить всю информацию о товаре.

В настоящее время обязательная маркировка средствами идентификации применяется в отношении одежды, обуви, лекарственных средств, парфюмерии, табачной продукции и некоторых других товаров, оборот которых, по мнению правительства, в наибольшей степени связан с контрафактом и фальсификацией. С точки зрения
электроники обязательная маркировка средствами идентификации распространяется в настоящее время только в отношении фотокамер, фотовспышек и ламп-вспышек, но единая национальная система маркировки должна охватить все отрасли промышленности согласно правительственной стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в России. 

Что делать, если поставщик отказывается маркировать продукцию?

Рассматривая вопрос маркировки продукции, следует также отметить, что многие импортеры часто сталкиваются с ситуациями, когда иностранные поставщики отказываются наносить необходимую маркировку на товар по различным причинам. Здесь нужно отметить, что законодательство предоставляет возможность нанесения маркировки в рамках таможенной процедуры таможенного склада или условного выпуска продукции в случае отсутствия маркировки ЕАС на импортируемой продукции.


Наш Телеграм
×
×
1

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
о импорте/экспорте:

  • Наши видео об изменениях
  • Вебинары
  • Стримы с ответами на ваши вопросы
  • Notifikat_bot (бот на основе ChatGPT)
  • Рубрика "Чонада" (как завозить продукцию)
  • Новости ВЭД

Подписаться