Скачать книгу

Нюансы правового регулирования импорта шифровальных (криптографических) средств

26.08.2019

Нюансы правового регулирования импорта шифровальных (криптографических) средств

Нормативные ограничения на ввоз шифровальных (криптографических) средств , которые используются в мобильных, абонентских устройствах связи, вычислительных машинах, карманных компьютерах и других технических устройствах, имеющих функции шифрования, вступили в силу с начала 2010 года, с формированием таможенного законодательства Таможенного союза . За эти годы сформировалась определенная правоприменительная практика импорта данной номенклатуры товаров. Вместе с тем у многих поставщиков и импортеров шифровального оборудования процедура оформления и использования нотификации вызывает по-прежнему немало вопросов.

Условно все вопросы можно разделить на две основные группы:
  1. вопросы связанные с необходимостью оформления нотификации.
  2. вопросы, связанные с регистрацией нотификации.
Попробуем разобраться в данных вопросах с учетом положений действующего законодательства и практики его применения.
Прежде всего следует отметить, что в настоящее время процедура ввоза шифровальных (криптографических) средств регулируется Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза шифровальных (криптографических) средств, утвержденного приложением N 9 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" (далее – Положение). При этом ввоз и (или) вывоз шифровальных (криптографических) средств осуществляются при наличии нотификации, либо лицензии, либо заключения (разрешительного документа).

Если говорить о лицензии, то оформление данного документа требуется в отношении при перемещении через таможенную границу таких товаров, как базовые станции, программные шифровальные средства, ряд телекоммуникационного оборудования дальнего радиуса действия, оборудование с функциями сквозного шифрования и др.
Заключение (разрешительный документ) выдается, как правило, организациям при импорте или экспорте шифровальных (криптографических) средств, и товаров, их содержащих для собственных нужд и предполагает запрет на распространение перемещаемых товаров и оказания третьим лицам услуг в области шифрования (криптографии), либо иные ограничение использования.

Под нотификацией следует понимать зарегистрированное уполномоченным государственным органом уведомление о технических и криптографических характеристиках товаров, являющихся шифровальными (криптографическими) средствами, и товаров, их содержащих. В большинстве случаев при таможенном декларировании шифровальных устройств гражданского назначения требуется предоставление нотификации .
Следует отметить, что согласно сформировавшейся правоприменительной практике далеко не все импортируемые товары, содержащие шифровальные (криптографические) средства, требуют оформления нотификации.

Разделом 2.19 Единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" (далее – Единый перечень) установлен конкретный перечень кодов ТН ВЭД ЕАЭС и наименований товаров, при импорте которых требуется представление сведений о нотификации, либо лицензии Минпромторга России, либо заключения (разрешительного документа).

Примечанием к указанному разделу Единого перечня установлено, что для целей настоящего раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара и, следовательно, если классификационный код перемещаемого товара отсутствует в указанном разделе Единого перечня либо наименование (характеристики перемещаемого товара) отличны от наименования контролируемого товара, товар не относится к категории шифровальных (криптографических) средств, при перемещений которых требуется представление разрешительных документов таможенным органам .

Так, к примеру, холодильник, оснащенный встроенным модулем беспроводной передачи данных wi-fi, классифицируется в товарной позиции 8418, которая не включена в раздел 2.19 Единого перечня, и поэтому не требует оформления нотификации. То же самое можно сказать и об автомобилях с встроенными криптографическими средствами, а также многих других товарах.

Следует отметить, что нередко товары, наименования и классификационные коды которых, перечислены в разделе 2.19 Единого перечня, фактически не являются криптографическими средствами и не содержат в своем составе шифрования. Безусловно, на практике участник ВЭД в данном случае столкнется с большим количеством вопросов со стороны таможенных органом. Выходом в данное ситуации будет предоставление соответствующей технической документации, которая однозначно позволяет сделать вывод об отсутствии шифрования. Важно иметь ввиду, что таможенный инспектор вправе всегда назначить экспертизу при наличии сомнений в достоверности декларируемых участником ВЭД сведений.

Говоря о необходимости оформления нотификации следует рассмотреть ряд вопросов, которые возникают у многих начинающих импортеров.
В соответствии с действующим законодательством право на оформление нотификации предоставлено изготовителю товара или уполномоченному изготовителем товара лицу. на основании собственных доказательств изготовителя однократно.

Иными словами, не имеет значение, кто выступал заявителем при регистрации нотификации. В случае, если о каком-либо товаре имеются сведения о регистрации нотификации в Едином реестре, любая компания сможет использовать произвести таможенное оформление данного товара с использование указанной нотификации, а не только заявитель.

В нотификации указываются только наименование и адрес юридического лица - изготовителя товара, место нахождения его головного офиса, номера телефона и факса, а также адреса электронной почты и официального сайта в сети Интернет. Иными словами, не имеет значения страна и завод-изготовитель непосредственного производства (сборки) товара. Классическим примером здесь будет продукция марки “Apple Inc.”. Фактически производится данная продукция в странах юго-восточной Азии, но в нотификации в качестве изготовителя указывается компания “ Apple Inc.”, зарегистрированная в США.

Нередко продукция содержит в себе один или несколько криптографических модулей (элементов), на которые уже зарегистрированы нотификации. К примеру, ваше оборудование содержит процессор компании Intel или видеокарту “NVIDIA”. В данном случае можно ограничится указанными нотификациями, если модели криптографических средств совпадают.

Если говорить о проблемах, связанных с регистрацией нотификации, то прежде всего следует рассмотреть основную причину отказов в регистрации нотификации.
Для регистрации нотификации в согласующий орган представляются предоставляется следующий пакет документов: сопроводительное письмо, два экземпляра нотификации, ее копия на электронном носителе информации в соответствии со структурой файла данных, предусмотренной законом, а также документ, подтверждающего полномочия заявителя на оформление нотификации.

На практике в качестве заявителя при регистрации нотификации, как правило, выступают российские организации-импортеры и предоставляют доверенность от изготовителя, в качестве подтверждения полномочий на оформление нотификации. Именно претензии сотрудников ФСБ России, как согласующего органа, к оформлению данного документа являются наиболее распространенной причиной отказа в регистрации нотификации.
Дело в том, согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования", документ, подтверждающий полномочия лица на оформление нотификации. должен быть удостоверен (легализован) в порядке, установленном законодательством государства изготовителя. В случае составления указанного документа на иностранном языке к оригиналу (нотариально заверенной копии) документа прилагается заверенный в порядке, установленном законодательством государства-члена, перевод на государственный язык государства-члена, согласующий орган которого осуществляет регистрацию нотификации .

При этом доверенность нельзя рассматривать в качестве, документа, подлежащего удостоверению должностными лицами компетентных органов иностранного государства. Доверенность от имени иностранного лица, выданная на территории иностранного государства, не является официальным документом и, по общему правилу, не требует обязательного удостоверения в виде консульской легализации или проставления апостиля .
В качестве решения данной правовой коллизии представляется нотариальное удостоверение подписи и полномочий лица, подписавшего доверенность. В соответствии с Гаагской Конвенцией 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, нотариально заверенный документ подлежит легализации (апостилированию).

Другим проблемным аспектом оформления нотификации является срок ее публикации. Согласно нормативным положениям ФСБ России, как согласующий орган в Российской Федерации, в срок, не превышающий 7 рабочих дней регистрирует нотификацию и передает сведения о зарегистрированной нотификации в Евразийскую экономическую комиссию (далее - Комиссия) .

Комиссия не позднее 3 рабочих дней с даты получения сведений о зарегистрированных нотификациях вносит их в единый реестр нотификаций, публикуемый на официальном сайте Евразийского экономического Союза.

Важно подчеркнуть, что нотификация действует только с даты внесения сведений о ее регистрации в единый реестр нотификаций. Иными словами, если сведения о нотификации отсутствуют в Едином реестре, то таможня вправе отказать не только в выпуске, но и в ввозе товаров на территорию Союза.
Наиболее проблемным моментом для участников ВЭД в данном случае является тот факт, что срок внесения сведений о зарегистрированных нотификациях в Единый реестр далеко не всегда соблюдаются.

При этом общий срок регистрации нотификации (отказа в регистрации нотификации) и внесения сведений о зарегистрированных в согласующем органе нотификациях в единый реестр нотификаций согласно действующему законодательству не должен превышать 10 рабочих дней с даты подачи документов на регистрацию нотификации в согласующий орган.

В качестве иллюстрации приведем пару примеров. Так, нотификация RU0000041296 зарегистрирована 01.02.2019 и опубликована только 15.02.2019.
Нотификация RU0000041334 зарегистрирована 31.01.2019 и опубликована так же 15.02.2019.

Не совсем ясно, чем вызваны данные задержки: то ли ФСБ затягивает с передачей данных, то ли комиссия медлит с их публикацией. Но факт остается фактом, что внесение сведений о нотификации в Единый реестр может занимать от одной до трех недель, не считая срока регистрации самой нотификации. В этой связи импортерам следует учитывать данное обстоятельство при планировании поставок во избежание возможных простоев и дополнительных трат.

Наш Телеграм
×
×
1

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
о импорте/экспорте:

  • Наши видео об изменениях
  • Вебинары
  • Стримы с ответами на ваши вопросы
  • Notifikat_bot (бот на основе ChatGPT)
  • Рубрика "Чонада" (как завозить продукцию)
  • Новости ВЭД

Подписаться