Актуальность темы исследования. В Российской Федерации в настоящее время недостоверное декларирование, связанное с занижением таможенной стоимости товаров, является одним из наиболее распространенных правонарушений в области таможенного дела, представляющих серьезную угрозу экономической безопасности государства. В этой связи контроль таможенной стоимости как функциональное направление в административной деятельности таможенных органов приобрел особое звучание: выявление и пресечение фактов занижения таможенной стоимости товаров рассматривается как один из основных резервов повышения уровня собираемости таможенных платежей, и поэтому очевидна активизация работы таможенных органов Российской Федерации в данном направлении.
Вместе с тем, предпринимаемые таможенными органами меры по усилению контроля таможенной стоимости в большинстве случаев связаны с ростом количества проводимых проверок в отношении внешнеэкономических операций и повышением индексов в индикаторах профилей рисков по направлению контроля таможенной стоимости, что далеко не всегда позволяет достигнуть необходимых результатов. В то же время указанными действиями таможенных органов для многих участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) создаются серьезные административные барьеры при таможенном декларировании товаров, возлагаются дополнительные обязанности по уплате таможенных платежей, что, как следствие, приводит к возникновению многочисленных судебных споров.
В 2012 г. по исковым заявлениям, предъявленным к таможенным органам, судами различных инстанций рассмотрено 18394 дела на общую сумму 27,3 млрд руб., из них 11137 дела, на сумму 20,6 млрд руб. – по искам, связанным с корректировкой таможенной стоимости. Данная категория споров среди общего количества дел является наиболее многочисленной. При этом в 97 % случаев (10778 дела, на сумму 20,3 млрд руб.) требования заявителей о признании незаконными решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости были удовлетворены.
Тот факт, что состояние судебной практики традиционно рассматривается в качестве одного из основных индикаторов законности, говорит о серьезных проблемах правоприменительной деятельности таможенных органов при проведении проверок правильности определения таможенной стоимости товаров.
В этой связи следует вести речь о повышении качества контроля таможенной стоимости, и в первую очередь о совершенствовании правовых основ данного вида деятельности. Детальная правовая регламентация общественных отношений в данной сфере позволит, с одной стороны, таможенным органам эффективно осуществлять свои функции, пресекать все возможные нарушения, с другой – обеспечить реальную защиту прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности от административного произвола.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена практической необходимостью совершенствования административно-правового регулирования контроля таможенной стоимости с целью преодоления негативной судебной практики по спорам, связанным с обжалованием решений таможенных органов, принимаемых в ходе контроля таможенной стоимости, и повышения общей результативности контрольной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Степень разработанности темы. В последние годы вопросы контроля таможенной стоимости достаточно широко освещались с позиций экономической науки: Агапова А.В. Совершенствование контроля таможенной стоимости после выпуска товаров : дис. … канд. экон. наук. – М., 2009; Василенко Е.П. Совершенствование управления процессом определения и контроля таможенной стоимости : дис. … канд. экон. наук. – М., 2009; Смитиенко Е.О. Совершенствование научно-методических основ организации контроля таможенной стоимости в Российской Федерации : дис. ... канд. экон. наук. – М., 2009 и др.
Правовые аспекты контроля таможенной стоимости затрагивались в работах Сорокиной М.Н. Таможенная пошлина: проблемы нормотворчества и правоприменения : дис. … канд. юрид. наук. – Саратов, 2009; Стрижовой О.Е. Правовое регулирование таможенной стоимости : дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2008; Трошкиной Т.Н. Таможенная пошлина в механизме таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности (правовые аспекты) : дис. … канд. юрид. наук. – М., 2000 и др. Однако комплексных исследований вопросов административно-правового регулирования контроля таможенной стоимости до настоящего времени не предпринималось.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в области административно-правового регулирования контроля таможенной стоимости.
Предмет исследования – совокупность административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения в области контроля таможенной стоимости, а также правоприменительная деятельность таможенных органов Российской Федерации в данной сфере.
Цель исследования состоит в разработке научно обоснованных практических рекомендаций по совершенствованию административно-правового регулирования в области контроля таможенной стоимости.
Для достижения указанной цели, в рамках настоящего диссертационного исследования решались следующие задачи:
- раскрыть сущность контрольной функции в системе государственного управления;
- исследовать содержание таможенного контроля как направления административной деятельности таможенных органов;
- проанализировать природу и сущность таможенной стоимости как объекта контроля;
- исследовать сущность и содержание административно-правового регулирования контроля таможенной стоимости;
- выявить проблемные аспекты административно-правового регулирования контроля таможенной стоимости;
- проанализировать состояние судебной и административной практики по делам, возникающим из административных правоотношений в области контроля таможенной стоимости;
- определить основные направления совершенствования административно-правового регулирования контроля таможенной стоимости;
- разработать практические рекомендации по внесению изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты по вопросам контроля таможенной стоимости.
Методологическую основу исследования составляют диалектический метод как общенаучный метод познания и основанная на нем система общенаучных и частных научных методов, в частности: логический метод (при изложении всего материала диссертации и формулировании выводов), метод контент-анализа (в процессе анализа отдельных положений нормативных правовых актов), системно-структурный метод (при исследовании форм, методов и субъектов контроля таможенной стоимости), метод сравнительного правоведения (при анализе положений Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 г., Таможенного кодекса Таможенного союза и Таможенного кодекса Российской Федерации 2004 г.), статистический метод (при исследовании статистических данных, отражающих результаты деятельности таможенных органов в области контроля таможенной стоимости, а также при анализе судебной практики) и др. Совокупное применение указанных методов обеспечило возможность исследования предмета во взаимосвязи его различных элементов и свойств.
Теоретическая основа исследования представлена современными достижениями науки административного и таможенного права. Кроме того, в работе использованы результаты исследований в области общей теории государства и права, конституционного права, финансового права и иных отраслей права, истории и теории таможенного дела, а также философии и теории управления.
Эмпирическая основа исследования представлена статистическими данными, отражающими результаты таможенного контроля (контроля таможенной стоимости) и иными статистическими данными, информационно-аналитическими обзорами деятельности таможенных органов Российской Федерации, а также материалами судебной практики за 2007-2012 гг.
С целью изучения практики толкования и применения таможенного законодательства по вопросам таможенной стоимости исследовано более 450 материалов, включающих судебные акты, вынесенные арбитражными судами различных инстанций, исковые заявления, апелляционные и кассационные жалобы, отзывы на исковые заявления, апелляционные и кассационные жалобы участников внешнеэкономической деятельности (их представителей) и таможенных органов (Северо-Западное таможенное управление – 120 материалов; Дальневосточное таможенное управление – 140 материалов; Южное таможенное управление – 90 материалов; Уральское таможенное управление – 30 материалов; Приволжское таможенное управление – 35 материалов; таможни непосредственно подчинения ФТС России – 45 материалов), представляемых в Правовое управление ФТС России нижестоящими таможенными органами в 2007-2012 гг., в рамках статистической отчетности по форме «10-суд», «11-суд» и «14-суд».
В диссертации также нашел отражение личный опыт службы диссертанта в таможенных органах Российской Федерации (Центральная оперативная таможня, Ногинская таможня).
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что автором проведено исследование, в котором впервые комплексно на монографическом уровне рассмотрены вопросы административно-правового регулирования контроля таможенной стоимости, определены проблемные аспекты деятельности таможенных органов при проверке правильности определения таможенной стоимости, с учетом которых сформулированы предложения по совершенствованию системы административно-правового регулирования в исследуемой сфере, с целью повышения эффективности деятельности таможенных органов.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:
1. Авторское определение понятия «контроль таможенной стоимости» как функционального направления административной деятельности таможенных органов, предусматривающего применение специальных средств и методов в целях обеспечения соблюдения правовых актов, регламентирующих порядок определения таможенной стоимости.
2. Раскрыта специфика принципов административно-правового регулирования контроля таможенной стоимости.
Специфичность принципа гласности в механизме контроля таможенной стоимости предопределяется возможностью участников внешнеэкономической деятельности влиять на процесс контроля таможенной стоимости: способствовать ускорению проверочных процедур и обоснованности выносимых должностными лицами таможенных органов решений.
Важность принципа объективности в механизме контроля таможенной стоимости обусловлена тем фактом, что решения, принимаемые должностными лицами таможенных органов в ходе контроля таможенной стоимости, должны иметь предельно взвешенную оценку всех фактов и обстоятельств, связанных с заявленной таможенной стоимости.
Значение принципа выборочности в механизме контроля таможенной стоимости состоит в том, что эффективная оценка возможных рисков занижения таможенной стоимости требует наличия адекватной и всеобъемлющей ценовой информации, от качества которой во многом зависит результативность контроля таможенной стоимости.
Специфичность принципа международного сотрудничества в механизме контроля таможенной стоимости предопределяется тем фактом, что без получения документов и сведений от таможенной администрации страны-экспортера таможенные органы Российской Федерации не могут обосновать правомерность принимаемых в ходе контроля таможенной стоимости решений.
Актуальность принципа взаимодействия с торговыми сообществами в механизме контроля таможенной стоимости детерминировано тем, что именно коммерческие организации испытывают на себе непосредственное влияние недобросовестной конкуренции, вызванное занижением таможенной стоимости.
3. С учетом проблем правоприменительной практики, связанных с дублированием контрольной деятельности функциональных подразделений таможенных органов по таможенной стоимости и подразделений, осуществляющих таможенной контроль в форме таможенной проверки, аргументирована необходимость закрепления обязанности должностного лица перед проведением проверки в отношении выбранного объекта устанавливать факт отсутствия проверок, проводимых должностными лицами других структурных подразделений таможенных органов по аналогичным основаниям. С этой целью предлагается создать единую информационную базу данных проверок, проводимых таможенными органами, а также внести соответствующие дополнения в Приказ ФТС России от 25.08.2009 № 1560 «Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств» и Приказ ФТС России от 29.04.2011 № 895 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки».
4. С учетом положений Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 г. аргументировано предложение о внесении дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза и решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров», устанавливающих право декларанта определить таможенную стоимость товаров с использованием иных методов определения таможенной стоимости при несогласии таможенного органа с выбранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров.
5. В целях совершенствования досудебной процедуры урегулирования споров по вопросам таможенной стоимости между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами доказана необходимость внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации в части, касающейся увеличения размера государственной пошлины, адекватного затратам на рассмотрение и разрешение спора.
6. С учетом практики деятельности таможенных органов Российской Федерации, а также положений ст. 99 ТК ТС и ст. 164 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», устанавливающих 3-летний срок для проведения таможенными органами таможенного контроля после выпуска товаров с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем, аргументировано предложение о внесении изменений в ст. 4.5 КоАП РФ с целью увеличения срока давности привлечения к административной ответственности до 3 лет за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
7. На основе практики деятельности таможенных органов, а также общих тенденций развития ФТС России обоснован вывод о том, что ключевым направлением в совершенствовании процедуры контроля таможенной стоимости является создание организационно-правовых форм информационного взаимодействия ФТС России с таможенными администрациями иностранных государств, предполагающих обязанность таможенного органа страны экспорта после завершения таможенных формальностей направлять сведения об оформленном товаре в таможенный орган страны импорта посредством электронных каналов связи. Создание указанных условий позволит значительно повысить качество таможенного администрирования, а также оптимизировать процесс совершения таможенных операций для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в результате анализа теоретических источников и нормативных правовых актов в диссертационном исследовании раскрыт и научно обоснован ряд концептуальных положений в области административно-правового регулирования контроля таможенной стоимости, в частности, сформулировано авторское определение контроля таможенной стоимости, раскрыта специфика принципов административно-правового регулирования контроля таможенной стоимости. Полученные результаты углубляют научные знания о предмете исследования и в дальнейшем могут быть использованы в теоретических исследованиях данного и смежных с ним направлений.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования направлены на совершенствование правоприменительной деятельности таможенных органов по проверке правильности определения таможенной стоимости товаров.
Выводы и предложения диссертации могут быть использованы в практической деятельности таможенных органов Российской Федерации, а также при совершенствовании нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области контроля таможенной стоимости.
Материалы диссертации могут использоваться также при подготовке учебной и учебно-методической литературы, в учебном процессе при чтении лекций, проведении практических и семинарских занятий по дисциплинам «Административное право» и «Таможенное право».
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения, выводы и практические рекомендации, сформулированные в результате проведенного исследования, обсуждены на заседании кафедры административного и таможенного права Российской таможенной академии.
Отдельные результаты диссертационного исследования изложены в форме докладов на научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Проблемы противодействия коррупции и укрепления законности в таможенной сфере» (М., 2010 г.); Международной научно-практической конференции «Модернизация таможенного дела – актуальная задача современного развития ФТС России» (М., 2010 г.); IV Международной научно-практической конференции «Таможенные, экономические и правовые аспекты функционирования таможенного союза» (Ростов н/Д, 2011); Научно-практической конференции «Актуальные проблемы применения норм российского законодательства в условиях функционирования Таможенного союза» (М., 2011 г.); VI ежегодной межвузовской научной конференции слушателей, студентов, курсантов, адъюнктов и аспирантов «Актуальные проблемы обеспечения безопасности России» (М., 2012 г.).
Положения диссертации апробированы в учебном процессе Российской таможенной академии и используются при чтении курса лекций по дисциплине «Таможенное право», а также в научно-исследовательской и практической деятельности, что подтверждается соответствующими актами о внедрении.
Отдельные положения и выводы диссертации использованы также в практической деятельности ФТС России и отражены в обзоре судебной практики, связанной с применением должностными лицами таможенных органов Российской Федерации норм таможенного законодательства Таможенного союза по вопросам контроля таможенной стоимости (письмо ФТС России от 24.10.2011 № 15-12/51375).
Результаты проведенного диссертационного исследования отражены в одиннадцати научных публикациях, четыре из которых опубликованы в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Структура диссертации. Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования и степень ее разработанности, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, отражаются методологическая, теоретическая и эмпирическая основы исследования, обосновывается научная новизна работы, формулируются выносимые на защиту положения, характеризуются теоретическая и практическая значимость исследования, а также приводятся данные об апробации результатов и структуре диссертации.
Первая глава – «Теоретические основы административно-правового регулирования контроля таможенной стоимости» – включает три параграфа.
В первом параграфе – «Контроль как административная функция в системе государственного управления» – автор с целью обобщения основных свойств и признаков контроля таможенной стоимости как специализированного вида государственной контрольной деятельности рассматривает содержание контрольной функции в системе государственного управления.
Основываясь на положениях теории управления, диссертант отмечает, что контроль является функцией, завершающей управленческий процесс. Основное предназначение контроля состоит в информировании управляющей системы о результатах управляющего воздействия, его эффективности, выявлении причин и условий, препятствующих достижению поставленной цели. Определяя роль и место контроля в управленческой деятельности, автор подчеркивает взаимосвязь и интегрированность контроля со всеми другими управленческими функциями.
Рассматривая систему государственного управления, диссертант указывает, что контроль представляет собой неотъемлемую составляющую государственной управленческой деятельности, направленную на обеспечение законности в действиях участников общественных отношений. При этом эффективность контроля как средства обеспечения законности предопределяется не только выявлением правонарушений и привлечением виновных к ответственности, но также проведением профилактических мер с целью предотвращения возможных нарушений и сокращения их в будущем.
Оценивая текущее состояние системы государственного контроля в Российской Федерации, автор отмечает низкую эффективность существующих контрольных механизмов, что проводит к росту правонарушений. При этом наиболее проблемная ситуация складывается в экономической сфере.
Второй параграф – «Таможенный контроль как направление административной деятельности таможенных органов» – посвящен исследованию правового содержания таможенного контроля.
Диссертант отмечает, что таможенным контроль является одним из ключевых институтов таможенного дела и во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов.
Анализируя соответствующие теоретические и правовые источники, автор раскрывает правовое содержание таможенного контроля и определяет его как отраслевой вид государственной контрольной деятельности, предусматривающий применение должностными лицами таможенных органов специальных средств и методов в целях обеспечения соблюдения Таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела.
Рассматривая вопрос формирования Таможенного союза на территории Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, диссертант указывает, что наднациональный характер таможенного законодательства обеспечивает его стабильность и эффективность, унификацию с международными правовыми нормами и соответственно прозрачность и предсказуемость таможенных процедур, что самым благоприятным образом должно повлиять на политическую и экономическую ситуации в государствах – членах Таможенного союза. Вместе с тем, возникает проблема обеспечения единообразия правоприменительной деятельности таможенных администраций Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.
Диссертант также отмечает, что в условиях функционирования Таможенного союза эффективность механизма таможенного регулирования и экономическая безопасность государств – членов Таможенного союза во многом зависят от результативности и согласованности в осуществлении контрольных действий всеми участниками Таможенного союза.
В третьем параграфе – «Таможенная стоимость как объект контроля» – рассматривается значение таможенной стоимости в механизме государственного регулирования внешнеэкономических отношений, а также специфика контроля таможенной стоимости как функционального направления таможенного контроля.
Исследуя отечественные и зарубежные теоретические источники, диссертант отмечает, что проблема правильности определения таможенной стоимости возникла с установлением адвалорных ставок таможенных пошлин.
Рассматривая процесс становления современной системы таможенной оценки, автор указывает, что от подхода, используемого для определения таможенной стоимости, зависит размер подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов, а процедура оценки товаров для таможенных целей может представлять скрытый торговый барьер. В этой связи мировым сообществом разработаны унифицированные правовые стандарты в области таможенной оценки (Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г.), основные принципы и положения которых реципированы в Таможенном законодательстве Таможенного союза и нормативных правовых актах Российской Федерации.
Анализ соответствующей нормативной правовой базы показывает, что таможенная стоимость товаров является одним из фундаментальных элементов системы государственного регулирования внешнеэкономических отношений. Показатель таможенной стоимости используется в качестве базы, облагаемой таможенными платежами, в отношении которых установлены адвалорные ставки, для применения нетарифных и иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений. Сведения о таможенной стоимости используются при формировании таможенной статистики, а также для исчисления размера административных штрафов при назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений в области таможенного дела.
Рассматривая значение контрольных механизмов для обеспечения достоверности и точности определения таможенной стоимости, автор с учетом выводов, сформулированных в первой главе настоящего исследования, дает определение понятия «контроль таможенной стоимости» как функционального направления административной деятельности таможенных органов, предусматривающего применение специальных средств и методов в целях обеспечения соблюдения правовых актов, регламентирующих порядок определения таможенной стоимости.
В заключение параграфа диссертант отмечает, что специфичность вопросов таможенной оценки предопределяет возможный субъективизм в толковании и применении соответствующих правовых норм. В этой связи эффективный механизм административно-правового регулирования общественных отношений в области контроля таможенной стоимости должен максимально полно регламентировать процедуру проверки правильности определения таможенной стоимости, права и обязанности участников данных контрольных отношений для преодоления конфликта частных и публичных интересов.
Вторая глава – «Проблемы административно-правового регулирования контроля таможенной стоимости» – включает три параграфа.
В первом параграфе – «Принципы административно-правового регулирования контроля таможенной стоимости» – диссертант через систему принципов раскрывает правовую природу и сущность контроля таможенной стоимости как специализированного вида государственной контрольной деятельности.
Автор отмечает, что правовой институт контроля таможенной стоимости основывается на определенных юридических принципах, которые пронизывают весь контрольный процесс. Данные нормативно-руководящие начала фактически являются стержнем юридических конструкций, способствуют правильному пониманию правовых норм, определяют линии правотворческой и правоприменительной деятельности, обеспечивают преодоление пробелов и разрешение коллизий в праве.
В качестве принципов административно-правового регулирования контроля таможенной стоимости диссертант выделяет законность как универсальный правовой принцип, гласность, объективность, а также такие принципы, как выборочность, международное сотрудничество и взаимодействие с торговыми сообществами.
Основываясь на общетеоретических положениях по вопросам принципов государственного и таможенного контроля, а также учитывая особенности общественных отношений в области оценки товаров для таможенных целей, автор в данном параграфе раскрывает содержание и специфику каждого из указанных принципов административно-правового регулирования контроля таможенной стоимости.
Второй параграф – «Организация административно-правового регулирования контроля таможенной стоимости» – посвящен исследованию этапов контроля таможенной стоимости, форм и субъектов контроля.
Диссертант отмечает, что в современных условиях одним из основополагающих требований к организации процедуры контроля таможенной стоимости является достижение баланса между содействием внешнеэкономической деятельности и обеспечением экономической безопасности государства. Данный подход предполагает оптимизацию контрольных процедур, предусматривающую, с одной стороны, максимальное упрощение формальностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу и таможенным декларированием, с другой – эффективность контрольных мер, осуществляемых таможенными органами. В этой связи проверка правильности определения таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами на двух этапах: до и после выпуска товаров. При этом общемировой тенденцией является смещение акцента контрольных процедур со стадии контроля до выпуска товаров на стадию контроля после выпуска товаров.
Рассматривая формы контроля таможенной стоимости, диссертант с учетом рекомендаций Всемирной таможенной организации указывает, что основной формой контроля таможенной стоимости является проверка документов и сведений, предоставляемых участниками внешнеэкономической деятельности. Контроль после выпуска товаров должен быть основан на использовании методов посттаможенного аудита.
Исследуя субъекты контроля таможенной стоимости, автор отмечает, что в системе таможенных органов Российской Федерации основная нагрузка по реализации полномочий в области контроля таможенной стоимости ложится на функциональные подразделения таможенных органов по таможенной стоимости, а также таможенные посты. Вместе с тем, проверку правильности определения таможенной стоимости в форме таможенной проверки реализуют исключительно подразделения таможенной инспекции.
С учетом практики деятельности таможенных органов автор делает вывод о необходимости создания специального подразделения в структуре ФТС России, деятельность которого должна быть направлена на сбор и анализ коммерческой информации, необходимой для оценки достоверности заявляемых участниками ВЭД сведений.
Оценивая правоприменительную деятельность таможенных органов Российской Федерации с точки зрения организации субъектов контроля таможенной стоимости, диссертант делает вывод, что в настоящее время на этапе контроля после выпуска товаров основной проблемой является несогласованность деятельности подразделений таможенной инспекции и функциональных подразделений таможенных органов по таможенной стоимости и, как следствие, дублирование работы. В этой связи, по мнению диссертанта, необходимо установление соответствующего правового механизма, обеспечивающего взаимосвязь и координацию деятельности данных подразделений.
В третьем параграфе – «Содержание административно-правового регулирования контроля таможенной стоимости» – автор на основе действующих нормативных правовых актов рассматривает порядок проведения контроля таможенной стоимости, решения, принимаемые должностными лицами таможенных органов в ходе проверки правильности определения таможенной стоимости, а также права и обязанности субъектов административных правоотношений в области контроля таможенной стоимости.
Характеризуя существующую систему административно-правового регулирования, диссертант проводит сравнительный анализ норм таможенного законодательства Таможенного союза и Таможенного Кодекса Российской Федерации 2003 г. по вопросам контроля таможенной стоимости и указывает, что существующий правовой механизм контроля таможенной стоимости, несмотря на отмеченные новеллы, не лишен недостатков. Неурегулированность вопросов проведения консультаций по выбору метода определения таможенной стоимости товаров между декларантом и таможенным органом при невозможности использования первого метода таможенной оценки в соответствии с требованиями Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. обусловливает необходимость создания соответствующего правового механизма. Диссертант также обосновывает необходимость предоставления участнику ВЭД права определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода при несогласии таможенного органа с выбранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров.
Рассматривая правоприменительную деятельность таможенных органов, автор отмечает, что решения, принимаемые должностными лицами таможенных органов в ходе контроля таможенной стоимости, во многом предопределены функционированием системы управления рисками.
Анализируя статистические данные ФТС России о результатах применения профилей риска по направлению контроля таможенной стоимости, диссертант указывает, что, несмотря на общее повышение индекса таможенного стоимости по группам товаров, включенных в область риска, на практике профили риска используются в качестве минимальных цен на товары. Подобная практика порождает две основные проблемы: во-первых, создаются возможности для недостоверного декларирования и занижения таможенной стоимости товаров, реальная цена которых выше профиля риска; во-вторых, возникают серьезные административные барьеры для участников ВЭД при таможенном декларировании товаров, цена которых ниже профиля риска.
Третья глава – «Совершенствование административно-правового регулирования контроля таможенной стоимости» – состоит из двух параграфов.
Первый параграф – «Проблемы административной деятельности таможенных органов в области контроля таможенной стоимости» – посвящен вопросам контроля законности решений, принимаемых таможенными органами в ходе проверки правильности определения таможенной стоимости.
Исследуя статистические данные, автор отмечает, что, несмотря на имеющуюся альтернативу ведомственного рассмотрения жалоб на решения и действия должностных лиц таможенных органов, судебный порядок защиты прав для большинства участников внешнеэкономической деятельности является приоритетным способом разрешения споров с таможенными органами.
Проведенный диссертантом анализ материалов судебной практики показал, что в большинстве случаев, решения таможенных органов о корректировке таможенной стоимости основаны на расхождениях между заявленной таможенной стоимостью и ценовой информацией, имеющейся в распоряжении таможенных органов, либо отсутствии, по мнению таможенных органов, документальной подтвержденности заявляемых участниками внешнеэкономической деятельности сведений о таможенной стоимости. При этом при принятии решений таможенные органы зачастую не называют каких-либо конкретных обстоятельств или условий внешнеэкономической операции, обусловливающих корректировку таможенной стоимости, а также не предоставляют доказательств недействительности документов и недостоверности заявленных при таможенном декларировании сведений, что приводит к фактическому нарушению прав участников ВЭД в сфере предпринимательской деятельности.
Причины указанных нарушений во многом обусловлены ориентированностью таможенных органов на выполнение планового задания по сбору и перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет, а также формальным отношением должных лиц таможенных органов к процедуре контроля таможенной стоимости.
Автор указывает, что до принятия решений о корректировке таможенной стоимости таможенными органами должна проводиться системная работа, направленная на сбор доказательственной базы по таможенной стоимости, подтверждающей правомерность выносимых решений о корректировке. При этом должностным лицам таможенных органов следует также обращать внимание на процессуальную составляющую контроля таможенной стоимости и надлежащее документирование собранных доказательств для обеспечения эффективной защиты государственных интересов в судах.
В рамках исследования материалов судебной практики диссертант также отмечает проблему отсутствия единообразия в толковании и применении таможенного законодательства арбитражными судами различных регионов. Высокая индивидуальная загруженность судей нередко приводит к формальному отношению при рассмотрении споров о корректировке таможенной стоимости и принятию типовых по сути судебных актов, спорных с правовой точки зрения. Данное обстоятельство весьма негативно влияет на правоприменительную деятельность таможенных органов и эффективность таможенного регулирования, не позволяет таможенным органам вырабатывать унифицированные подходы к правореализации, а также совершенствовать нормативное регулирование в области контроля таможенной стоимости.
Исследуя положительный опыт практики рассмотрения таможенных споров в США, диссертант приходит к выводу о необходимости совершенствования досудебной системы разрешения споров между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами Российской Федерации, а также внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации в части, касающейся увеличения размера государственной пошлины, адекватного затратам на рассмотрение и разрешение спора и стимулирующего участников внешнеэкономической деятельности к досудебному порядку урегулирования споров с таможенными органами. Увеличение размера государственной пошлины, по мнению автора, также заставит таможенные органы более аргументированно подходить к обоснованию принимаемых в ходе контроля решений по таможенной стоимости.
Во втором параграфе – «Направления совершенствования административно-правового регулирования контроля таможенной стоимости» – рассматриваются вопросы совершенствования административно-правовых средств противодействия занижению таможенной стоимости.
Диссертант отмечает, что недостоверное декларирование, связанное с занижением таможенной стоимости, является широко распространенным правонарушением в таможенной сфере и представляет серьезную угрозу экономическим интересам государства. При этом вследствие либерализации уголовного законодательства и декриминализации экономической контрабанды прогнозируется определенный рост данных правонарушений.
Характеризуя специфику занижения таможенной стоимости как вида правонарушения, а также способы его совершения, диссертант указывает на необходимость смещения приоритетов в деятельности таможенных органов по направлению контроля таможенной стоимости из области методологии и документального контроля в область контроля за достоверностью сведений. Основной акцент деятельности таможенных органов в механизме противодействия занижению таможенной стоимости товаров автор, исходя их практики деятельности таможенных органов, связывает с использованием административно-правовых средств и методов.
Рассматривая проблемы правоприменительной деятельности таможенных органов, обусловленные неэффективным функционированием системы управления рисками, диссертант отмечает, что разработка и применение профилей рисков по направлению контроля таможенной стоимости должны производиться в рамках категорирования и селекции участников внешнеэкономической деятельности, с учетом выделенных признаков возможного уклонения от уплаты таможенных платежей. С организационной точки зрения контроль таможенной стоимости должен максимально учитывать специфику и возможности различных органов и подразделений таможенных органов, позволяющие повысить эффективность проводимых проверочных мероприятий.
Принимая во внимание существующие возможности для выявления, пресечения и доказывания фактов занижения таможенной стоимости, диссертант акцентирует внимание на необходимости расширения деятельности ФТС России в области международного сотрудничества. Учитывая положительный опыт функционирования отдельных контрольных механизмов в Российской Федерации, а также рекомендации Всемирной таможенной организации, автор делает вывод о том, что совершенствование системы административно-правового регулирования контроля таможенной стоимости должно предусматривать активное внедрение институтов предварительного информирования между таможенными администрациями иностранных государств и оптимизацию таможенных процедур посредством использования современных информационных технологий.